Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В процессе общественного разделения труда с ростом масштабов общественного производства особенно в условиях научно технического прогресса экономические и организационные отношения в национальной экономике усиливаются.
Транспорт является одной из важнейших базовых отраслей, которая формирует производственную инфраструктуру национальной экономики и обеспечивает удовлетворение растущих потребностей в перемещении продуктов труда и людей. Значение транспорта велико в обеспечении обороноспособности страны и развитии международных экономических отношений. По экономической сущности само перемещение является продукцией транспорта. Транспорт играет важную роль в создании высокоразвитой экономики и является важным фактором в распределении производительных сил при освоении природных ресурсов. Благодаря ему реализуются экономические выгоды специализации и кооперации производства внутри экономических районов и между государствами.
Транспорт является материальной основой для развития экономических связей между промышленностью, сельским хозяйством и другими отраслями производства. Реализация государственных программ по развитию общественного производства и росту благосостояния населения зависит от бесперебойной и ритмичной работы транспорта.
Водный транспорт является одной из важнейших производственных инфраструктур страны, эффективная работа которой в стране оказывает существенное влияние на результаты функционирования всей экономики. Роль внутреннего водного транспорта в современных условиях трудно переоценить. Его услугами пользуются 68 регионов страны. Роль страны особенно значима для крайнего севера и приравненных к стране регионов. Внутренние водные пути играют особую роль в экономическом развитии определенных регионов Сибири, крайнего севера и Дальнего Востока. В дальнейшем объем грузов, перевозимых в эти регионы, будет расти за счет постепенного увеличения добычи углеводородов и разработки новых запасов. В общем объеме железнодорожного и речного транспорта Архангельской, Пермской и Астраханской областей доля внутренних водных путей достигает 50-60%. Москва, Петербург, Нижний Новгород получают половину всех строительных материалов по воде. Эффективность транспортных компаний во многом определяется тем, насколько эффективно используются производственные ресурсы, находящиеся в их распоряжении, следовательно, последнее требует научного обоснования для формирования и рационального использования.
Актуальность обусловлена достаточно низкой эффективностью работы воднотранспортных предприятий, многие из которых находятся на грани банкротства.
Целью исследования является расчет основных производственно-экономических показателей деятельности структурного подразделения.
Задачи работы:
изучить теоретические аспекты себестоимости продукции;
рассчитать основные производственно-экономические показатели деятельности структурного подразделения;
наметить пути повышения прибыли подразделения.
Объект исследования является структурное подразделение.
Предмет исследования – расчет основных производственно-экономических показателей деятельности структурного подразделения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обоснована актуальность темы работы, определены цель, задачи, объект исследования.
В первой главе курсовой работы исследованы вопросы себестоимости продукции, и изучены показатели, используемые для оценки инвестиционных проектов.
Во второй главе дипломной работы проведен анализ деятельности ООО «ООО "Гороховецкая судоверфь"» в 2019-2021 гг., проведена оценка финансового состояния предприятия.
В третьей главе дипломной работы разработан инвестиционный проект. Дана оценка показателей финансового плана проекта, проведен анализ влияния реализации инвестиционного проекта на деятельность ООО «ООО "Гороховецкая судоверфь"».
Научно-методической основой работы являются научные, учебно-методические источники по рассматриваемой проблеме. В работе использованы труды таких ученых, как В.П. Жданова, авторов разработки и оценки бизнес планов В.П. Бурова, О.К. Мирошкина, О.К.Новикова, статьи по анализу инвестиций авторов Д.Рябых, С.Ю.Титова.
Информационной базой работы послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, ООО «ООО "Гороховецкая судоверфь"» за 2019-2021гг. в том числе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к бухгалтерскому балансу, статистических данных по предприятию.
1. Себестоимость продукции и ее роль в формировании прибыли на предприятиях водного транспорта
1.1 Понятие о себестоимости. Структура эксплуатационных расходов судна
Предприятия водного транспорта осуществляют перемещение грузов и пассажиров как внутри страны, так и за ее границами. Водный транспорт включает в себя глубоководное (морское) судоходство и внутреннее (речное). Все предприятия водного транспорта можно представить в виде схемы, представленной на рисунке. Крупными организациями, осуществляющими перевозки морским и речным транспортом, являются пароходства. Также перевозки осуществляются многочисленными судоходными компаниями[3].
Рисунок 1 - Предприятия водного транспорта
Одними из важнейших предприятий, обеспечивающих функционирование водного транспорта страны, являются морские и речные порты. Основная задача портов – прием, хранение и перевалка грузов, доставленных морскими и речными судами на другие виды транспорта (железнодорожный, автомобильный) и в обратном направлении, перевозка пассажиров водным транспортом, а также комплексное обслуживание флота: бункеровка судов (заправка топливом и моторными маслами), снабжение водой и продовольствием, медицинское обслуживание, судоремонт. Порты кроме главной функции – передачи грузов с берега на судно и обратно – выполняют целый ряд функций. Они обеспечивают обслуживание судов, производят судоремонт, перевозки грузов морскими и речными судами (имеющие собственный флот), добычу, транспортировку и реализацию нерудных строительных материалов и прочие.
Промышленные предприятия водного транспорта осуществляют постройку, ремонт и техническое обслуживание судов, то есть выполняют техническую подготовку основной эксплуатационной деятельности на водном транспорте. Транспортная отрасль России является одной из самых зависимых от состояния экономической ситуации как внутри страны, так и во всем мире. На грузооборот всех видов транспорта большое влияние оказывают размещение производительных сил, освоение природных богатств в новых районах, развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства и товарооборота в стране.
Предприятия водного транспорта отличаются от значительного числа других предприятий и организаций прочих отраслей народного хозяйства сезонным характером основной эксплуатационной деятельности. В период летней навигации предприятия получают большую часть доходов, что оказывает сильное влияние на их финансовые результаты. В период летней навигации происходит поступление большей части выручки предприятия, поэтому в период между навигациями (1 и 4 кварталы) у предприятий внутреннего водного транспорта расходы, как правило, превышают величину доходов, что в итоге приводит к отрицательным финансовым результатам за эти отчетные периоды. Так, речные порты с мая по октябрь получают более 80 % от годового объема доходов, в том числе более 75 % доходов от погрузо-разгрузочных работ (ПРР) и более 95 % доходов от перевозок. В связи с этим предприятиям приходится использовать это время максимально для выполнения договоров по доставке грузов и искать пути более эффективного использования материальных, кадровых и временных ресурсов.
В условиях товарного производства и товарно-денежных отношений действует закон стоимости. Это означает, что труд, закрепленный в продукте, имеет форму стоимости, которая определяется затратами труда не индивидуальными, а общественно необходимыми.
Себестоимость транспортной продукции представляет собой текущие затраты предприятия, выраженные в денежном выражении на производство и реализацию продукции (работ и услуг).
Себестоимость продукции транспорта рассчитывают по основной эксплуатационной деятельности с выделением себестоимости перевозок и перегрузочных работ (руб. на 1 руб. доходов); себестоимость в промышленности транспорта (как общую сумму затрат на производство и реализацию продукции или руб. на 1 руб. продукции транспорта); по путевым работам (руб. на 1 руб. сметной стоимости путевых работ)[4].
Такие разнообразные показатели стоимости перевозок обусловлены наличием независимых экономических и хозяйственных предприятий, каждое из которых имеет свои особенности, отражающие особенности определенного вида транспорта.
При проектировании и планировании расчетов, при анализе эффективности перевозок при прямых или смешанных перевозках по определенному маршруту определяется общая стоимость доставки груза, которая включает в себя затраты на погрузку, транспортировку, перевалку и разгрузку товара.
Себестоимость отличается от стоимости на величину чистого дохода (прибыли) и включает:
1. стоимость затраченных средств производства, которая переносится на созданные продукты;
2. часть вновь созданной стоимости, которая формирует Фонд личного потребления и выступает в форме индивидуальной оплаты труда;
3. часть прибавочного продукта, которая в значительной степени не имеет прямого отношения к текущему производству и представляет собой начальный процесс распределения прибавочного продукта, который регулируется государством.
Себестоимость может быть рассчитана в виде общей суммы текущих издержек на эксплуатацию объекта или в виде определенной суммы затрат на единицу продукции. Этот показатель формируется под влиянием факторов, определяющих как величину затрат и объем, так и качество выполняемых работ. Поэтому себестоимость продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятий.
Планирование и учет себестоимости транспортной продукции позволяет соизмерять затраты предприятия в денежном выражении с результатами производства с целью определения разницы между прибылью и затратами. Себестоимость является основой для определения тарифов и транспортных цен, которые также включают определенную долю чистой прибыли. Также показатель затрат используется для выбора оптимального маршрута доставки товаров при планировании перевозок и при экономическом обосновании создания новых транспортных и промышленных предприятий, при прочих равных условиях обеспечивающих минимальные затраты на доставку сырья предприятию и экспорт готовой продукции потребителям.
Значительную часть затрат в себестоимости перевозок при транспортировке составляют затраты на содержание транспортных средств. Эти затраты определяются статьями и элементами затрат: заработная плата с отчи
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон N 24-ФЗ (ред. От 14.03.2022) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
2. Белоногова М.М. Особенности хозяйственной деятельности предприятий водного транспорта и их влияние на организацию управленческого учета//
Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. 2016. № 17. С. 17-24.
3. Вахрушев, В. Д. Экономика отрасли и предприятия : практикум / В. Д. Вахрушев. - Москва : Альтаир-МГАВТ, 2015. - 232 с.
4. Веселов Г.В. Экономика отрасли: основные фонды, расходы и прогрессивные технологии на водном транспорте. Учебное пособие. ЭБС М.: «Лань», 2016. - 96с.
5. Разу М.Л. Менеджмент Учебник ЭБС М.: КноРус,2016.-319с.
6. Ерофеева Е.В., Ерофеев В.Л., Никифоров В.Г. Стимулирование энергетической эффективности через налоговые льготы. анализ тенденций и практики применения. потенциал для объектов водного транспорта//Транспортное дело России. 2018. № 6. С. 143-147.
7. Замотаева О.А., Шамонина К.С. Сокращение технологических рисков на предприятиях водного транспорта в условиях неопределенности//
Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 3. № 6. С. 149-154.
8. Красюк А.Б. Экономика судостроительных и судоремонтных компаний: методические указания по выполнению практических работ.- Спб.: Изд-во ГУМРФ, 2018.
9. Нифонтова В.А. Экологизация хозяйственной деятельности предприятий сферы водного транспорта//Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. 2017. № 4 (10). С. 67-75.
10. Осипова Е.Л. Кризисный реинжиниринг бизнес-процессов как инструмент эффективного управления предприятиями водного транспорта//
Водный транспорт. 2016. № 2 (25). С. 162-168.
11. Плотникова А.И. Методы управления налоговыми рисками на предприятиях водного транспорта//Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 3-1 (72). С. 158-160.
12. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли. Учебное пособие М.: ИНФРА-М,2016.-281с.
13. Франк А.В., Малеваная М.В. Разработка и реализация финансовой стратегии на предприятиях водного транспорта//Форум молодых ученых. 2018. № 11-2 (27). С. 835-837.
14. Шепелин Г.И. Направления совершенствования транспортной логистики на предприятиях водного транспорта//Глобальный научный потенциал. 2019. № 6 (99). С. 189-191.
15. Удалова Д.В. К вопросу об управлении рисками на предприятиях внутреннего водного транспорта//Инновационное развитие экономики. 2021. № 6 (66). С. 182-190.
16. Экономика компаний технического менеджмента на водном транспорте : методические указания по выполнению практических работ / сост. А. Б. Красюк. - Чебоксары : Среда, 2022. - 56 с. - ISBN 978-5-907561-62-5.